До начала строительства сайта

Хочется поделиться некоторыми соображениями о том, что надо сделать до того, как начнете работу над сайтом. Несколько лет работы и общения с заказчиками привели к некоторому списку правил, которых я, как руководитель студии, предпочитаю придерживаться независимо от того, знаю ли я заказчика лично или нет.

1. Личное общение.
Где-то читал якобы выражение американцев: если хочешь испортить дело — позвони по телефону. Конечно же, личное общение с заказчиком желательно. Ведь при личной встрече можно прочитать «психологическое досье» заказчика. Как он себя ведет при разговоре с вами (читайте литературу о языке жестов), что он знает о теме разговора — создании сайта, оптимизации, продвижении и других связанных с этим специфических вещах — хостинг, сервер, домены... Приехав в организацию заказчика, можно представить поверхностное впечатление о предприятии — масштаб, порядок (или отсутствие его) на предприятии, что из себя представляет продукция или услуги и прочие вещи, которые прямого отношения к делу не имеют, но помогут вам составить более полное представление о заказчике, как организации и его руководителе, так как чаще всего общаться приходится именно с руководителем или его заместителями.
Подводя итог, можно сказать — если есть возможность — лучше непосредственный контакт, пусть даже вы потеряете один день полностью на эту встречу.

2. Представление о будущем программном продукте — сайте.
Обязательно добейтесь полного понимания того, что хочет видеть заказчик на своем сайте. Обязательно вытяните из него — как он себе его видит в отношении функциональности. (Что касается внешнего вида, — дизайна, об этом ниже.) Я всегда спрашиваю прямо — что Вы хотите от сайта? Вначале: это выставка товаров и услуг или это активный продающий сайт? И тут всех заказчиков прорывает — начинается перечисление всего того, что они хотели бы... Во время некоторых перерывов в перечислении и разъяснении понемногу вставляем свой текст — да, это мы уже неоднократно (постоянно, периодически) делаем на своих сайтах, а вот здесь надо подольше посидеть, попрограммировать... Тогда после того, как вы назовете свою цену, заказчик будет понимать, что мы это делаем постоянно — значит мы просто умеем это делать и что в цене сидит некоторое программирование специально для этого заказчика.
И в завершение его (заказчика) изложения о функционале сайта, вы обязательно должны дополнить заказчика своими разумными предложениями в смысле повышения функциональности сайта и обосновать их. Заказчик должен согласиться (не помню другого случая!) с вашими обоснованными предложениями. Это поднимет вас в глазах Заказчика. Он видит сторонника, партнера, единомышленника. И, как говорит психология и мой личный опыт, Заказчику легче будет согласиться с вашим предложением по цене будущей работы.

3. Представление о внешнем виде сайта. Дизайн сайта.
Люди, заказывающие сайты, часто имеют настолько смутное представление о дизайне вообще, что по моему мнению, в эту сферу не надо углубляться вовсе. Надо лишь выяснить, каким примерно он бы хотел его видеть внешне — темным или светлым, ярким или приглушенным, шрифты мелкие или крупные и т.п. вещи. Поговорите, но не углубляйтесь. Каждый должен заниматься своим делом — заказчик должен выпускать свою продукцию или оказывать услуги качественно, вы как администратор, должны бегать и выслушивать заказчиков и своих сотрудников, (как им всем тяжело и почему я должен поступить так и не иначе,) а дизайн надо поручить специалисту. Так прямо и переводите стрелку — давайте дождемся начала работы и оценим первый шаблон, и по этой картинке уже будет значительно легче понять — что вы хотели с самого начала и что надо переделать или сделать заново, чтобы было похоже на то, что как бы хотели, но не знали, как сказать...
Поверьте, когда у заказчика в руках первый эскиз. который сделан ДЛЯ НЕГО, уже легче понять, чего он хочет и куда двигаться дизайнеру далее.

4. Исходные материалы для сайта.
В обязательном порядке до заключения договоренности о цене добейтесь получения исходных данных. Здесь многое зависит от того, будете ли вы наполнять сайт или заказчик на свою голову решит съэкономить (на спичках) и захочет возложить эту работу на своих людей. Если наполнением будет заниматься заказчик — вам нужны материалы для оформления сайта: обязательно фирменный стиль — логотип, шрифты, цвета и пр., несколько фото продукции или чего-то, связанного с услугами, схема проезда (чаще всего этого нет, приходится самим рисовать, ну и ладно, не тот объем работы), все необходимые контакты для размещения на сайте и т.д.
Если наполнение заказчик совершенно разумно спихивает на вас, первым делом договоритесь об объеме этой работы. А что проще всего оценить? Да готовый диск с записанными фото, текстами для сайта. Можно сразу договориться, что сверх этой информации, записанной на диске, можно будет еще немного разместить в счет этой работы. Но не подставляйте свою шею заказчику. Сядет непременно.
Торопитесь, вам некогда ждать, пока заказчик подготовит этот диск? Тогда вам надоела спокойная жизнь, не иначе. Если вы не добьетесь этих материалов сразу — вы однозначно не выполните свои сроки по строительству сайта, потому что потом заказчику будет некогда, отпуска, командировки, совещания и пр. А заказчик будет помнить только тот срок, на который вы договорились о сдаче сайта и будет вас вначале пилить, а потом рубить. Доказывать то, что он сам вам не предоставил чего-то в процессе работы можно, но не работает стопроцентно! Проверено временем!!!

5. Договор и ТЗ на создание сайта.
В каких бы вы прекрасных отношениях не находились с заказчиком, пусть это будет ваш брат, кум, и кто угодно — оформите договоренность на бумаге. Договор — общий документ о порядке ваших взаимоотношений на период и в части создания сайта для заказчика вами, исполнителем. ТЗ (техническое задание) — как можно более подробное и внятное описание того, как должен выглядеть сайт в момент передачи его заказчику и какие функции он должен выполнять.
Наличие таких документов «подтягивает» обе стороны конфликта взаимоотношений. Всегда и во всем гладко не бывает, какие бы профессионалы у вас не работают в команде. И это позволяет сторонам находить разумные пути выхода из тех или иных возникающих неприятных ситуаций.
Я какое-то время работал со знакомыми, но обязательно готовил такие документы, ЗАСТАВЛЯЛ заказчиков ознакомиться, задавал им проверочные вопросы на понимание ими предмета. Чем больше он поймет до подписания, тем меньше претензий он будет выставлять вам потом. Не хотите потерять знакомых. которым делаете сайт? Не хотите портить новые отношения с хорошими заказчиками? Готовьте  договор и ТЗ, ознакомьте обязательно заказчика, даже против его воли (да мне некогда, ты ж все нормально написал, наверное, ты спец...).

6. Ждите оплаты  по договору.
— Да начинай делать, завтра-послезавтра тебе оплатим...
Не покупайтесь на это. Лучше потерять заказчика, который все «вот-вот» и — все никак (да и пусть идет дальше, пусть вашим конкурентам впаривает вот это все), чем объясняться потом со своими людьми — ну не оплатил клиент... Детский лепет. Вы отвечаете за эту неоплату. Вы пошли на поводу у несерьезного заказчика. Вам и расплачиваться теперь со своими людьми за него. Не хотите? Ну так дождитесь денег от заказчика, а потом приступайте. Заказчик пару дней понервничает (ну ты начал? а почему? да завтра уже перечислю...), и поняв, что работа будет выполняться по условиям договора, будет и далее работать с вами, держа это у себя в голове.
__________________________________
Наверное, продолжим и расширим далее...
Писал слишком быстро, мыслей много, поэтому сумбурно немного и возможны ошибки. За неделю после публикации прочитаю и подкорретирую немного.
Не теряйтесь, заходите.

Щедрых, понятливых и добрейших вам заказчиков, и побольше!

Оставить комментарий

Поиск
Разделы
  • Выберите рубрику
Тор 5
  • Выберите рубрику